О театре
От усадьбы до театра: 8 жизней дома купца Баландина.
Учебный театр Екатеринбургского государственного театрального института – купеческий особняк на пересечении улиц Карла Либкнехта (Вознесенского проспекта в прошлом) и Первомайской (Клубной) в самом центре города.
Непростая с множеством метаморфоз история этого дома началась задолго до его строительства, с того самого момента, как появился на Урале беглый из Троице-Сергиевой Лавры крестьянин-старообрядец Баландин. В поисках свободы и больших денег прибыл он в Екатеринбург.
Как сложилась его судьба, мы не знаем, но доподлинно известно, мечту о богатстве исполнили его потомки – владелец нескольких салотопенных фирм купец Степан (Стефан) Иванович Баландин, имеющий торговый оборот в два миллиона рублей в год, отправляя через петербургский и таганрогский порты сотни тысяч пудов сала для Западной Европы и Константинополя.
Совместно с купцами Рязановыми и И.С. Верходановым Баландины участвовали в ряде экспедиций в поисках золота, результатом которых стало открытие богатейшего Кундустуюльского (1832 г.) и других месторождений. Как утверждали очевидцы тех событий, «золото гребли лопатой».
Примерно в эти же годы началось строительство дома Баландина на Вознесенском проспекте.
Тем временем в этом квартале уже были усадьба Расторгуева-Харитонова, дом Зотова, дом генерала Качки(сейчас там музей истории Екатеринбурга), а также дом Стахиева (сегодня в нем располагается австрийское посольство) и множество деревянных построек.
У Степана Ивановича Баландина детей не было, поэтому после его смерти дом унаследовал его родной брат Диомид, а тот в свою очередь передал его своему сыну Ивану.
Семья Баландиных была настолько многочисленна, что они породнились чуть ли не со всеми известными купеческими фамилиями Екатеринбурга XIX века. В 1856 году Иван Диомидович женился на дочери купца Рязанова Клавдии Аникеевне.
К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной фотографии семьи Баландиных. Да и были ли они, эти фотографии? Многие старообрядцы негативно относились к появляющимся «современным технологиям». Тем не менее, дочь Ивана Диомидовича и Клавдии Аникеевны Александра Баландина, выйдя замуж за сына городского архитектора, врача Владимира Александровича Падучева, оставила довольно богатый архив, насчитывающий около 500 фотографий.
Горожанам она запомнилась как действительный член общества попечительства о начальном образовании в Екатеринбурге и член «Дамского кружка», который организовывал сбор теплых вещей для фронтовиков, табака, уход за ранеными в госпиталях Первой мировой войны.
Клавдия Аникеевна Баландина после смерти мужа не справилась с его делами, обанкротилась, и была вынуждена продать дом городским властям.
28 декабря 1873 года в доме открылось Общественное Собрание как первый городской клуб «для приятного препровождения времени в дозволенных играх, чтении газет и журналов».
Будучи активным общественным деятелем, Клавдия Аникеевна стала одним из его учредителей.
Учредители Общественного Собрания
Длительное время председателем совета старшин являлся уже упоминавшийся ранее супруг Александры Ивановны Баландиной врач Владимир Александрович Падучев. Современники считали, что именно ему обязан своей популярностью клуб, именно он создал в нем дружественную психологическую атмосферу, объединившую екатеринбургскую интеллигенцию.
Владимир Александрович Падучев
Внутренняя жизнь организации регулировалась Уставом.Доходы пополнялись членскими взносами. За годовой билет учредители платили по 200 руб., прочие члены: семейные – по 15 рублей, одинокие – по 10 рублей. За игру в карты -2 рубля, посетители вечеров оставляли за входной билет по 50 копеек. Полученные средства шли на аренду и содержание дома, заработную плату работников, выписывание газет, журналов и печать входных билетов.
Члены нового клуба имели возможность посещать балы, маскарады, танцы и различные концерты, открытые лекции и поэтические чтения, играли в карты, бильярд, шахматы.
К 1891 году в составе Собрания числились 229 человек – в основном представители власти, научной и творческой интеллигенции города: врачи А.А. Миславский и Б.О. Котелянский, художник Н.М. Плюснин, инженер И.Л. Фальковский, нотариус А.А. Ардашев (двоюродный брат В.И. Ленина) и другие.
Общественное Собрание в своем произведении «Приваловские миллионы» с некоторой иронией описывает Д.Н. Мамин-Сибиряк: «… В длинной передней, где висели по стенам шубы гостей, посетителей обдавало той трактирной атмосферой, которая насквозь пропитана тепловатым ароматом кухни и табачным дымом.
В нижнем этаже Общественного клуба помещалось несколько маленьких комнат, уставленных зелеными ломберными столиками; здесь процветал знаменитый сибирский вист с винтом…
Тут же, вероятно, для очищения совести, приткнулись две комнаты – одна бильярдная, а другая – читальня; впрочем, эти две комнаты по большей части оставались пустыми и служили только для некоторых таинственных tete-a-tete; когда писались безденежные векселя, выпрашивались у хорошего человека взаймы деньги, чтобы отыграться; наконец, здесь же, на плетеных венских диванчиках, переводили свой многомятежный дух потерпевшие за зеленым полем полное крушение и отдыхали поклонники Бахуса.
Из передней довольно узкая лестница вела во второй этаж; перила были задрапированы пылью олеандрами и еще какой-то зеленью, которая цеплялась своими иглами за бальные шлейфы и трены, точно когтями.
… Привалов долго бродил по комнаткам в нижнем этаже, где за столами сидели большей частью совершенно незнакомые ему люди. Он прислушивался к шуму подъезжавших саней и к сдержанному говору в передней; он слышал женские голоса, шелест платьев и осторожные легкие шаги по лестнице. Скоро из передней потянуло струей самых разнообразных духов, какие употребляет далекая провинция, – пахло даже камфарой, которой на лето были переложены шубы от моли.
… Второй этаж – царство дам...
У нас в клубе смешанное общество, - объясняла Хиония Алексеевна по дороге в танцевальный зал, где пиликал очень плохой оркестр самую ветхозаветную польку. – Можно сказать, мы устроились совсем на демократическую ногу: есть здесь приказчики, мелкие чиновники, маленькие купчики, учителя… Но есть и представители нашего beau monda: горные инженеры, адвокаты, прокурор, золотопромышленники, заводчики, доктора… А какой богатый выбор красивых дам!..
Плохонький зал, переделанный из какой-то оранжереи, был скупо освещен десятком ламп; по стенам висели безобразные гирлянды из еловой хвои, пересыпанной бумажными цветами. Эти гирлянды придавали всему залу похоронный характер. Около стен, на вытертых диванчиках, цветной шпалерой разместились дамы; в глубине, в маленькой эстраде, заменявшей сцену, помещался оркестр; мужчины жались около дверей. Десятка два пар кружились по залу, подымая облако едкой пыли.
Остальное помещение клуба состояло из шести довольно больших комнат, отличавшихся большей роскошью сравнительно с обстановкой нижнего этажа и танцевального зала; в средней руки столичных трактирах можно встретить такую же вычурную мебель, такие же трюмо под орех, выцветшие драпировки на окнах и стенах. Одна комната была отделана в красный цвет, другая - в голубой, третья – в зеленый и т. д.»
Балы и маскарады были характерным явлением общественно-культурной жизни большей части ХIX века. Самые масштабные из них проходили во время крупных праздников.
Бальный сезон в Общественном Собрании открывался ежегодно 6 декабря. Бал в этот день был костюмированным и носил благотворительный характер. Все собранные средства уходили на пожертвования «детскому убежищу».
Каждый раз балу придавался тематический характер, - «ситцевый», «бархатный», «шелковый» и другие. Согласно правилам, гости должны были присутствовать в нарядах, сшитых из материалов, соответствующих тематике праздника. Нарушившие правило платили штраф, который мог достигать 5 рублей. Костюмированные балы старались сделать привлекательными для публики. Для этого залы Общественного собрания украшали зеленью, а в залах ставили киоски, где продавали закуски и спиртное.
Интерьеры Общественного Собрания
Популярная в то время городская газета «Екатеринбургская неделя» рассказывает о «ситцевом бале», прошедшем в декабре 1889 года: «Давно залы нашего общественного собрания не вмещали в себе столько публики и не представляли такого очаровательного вида, как вечером 6 декабря, когда благодаря инициативе председательницы благотворительного общества – госпожи Иоссы, был устроен в нем, с благотворительной целью “ситцевый бал”. Собственно говоря, “ситцу” там было мало, но зато много шелка, атласа, цветов, оживления… Вся интеллигенция, как один человек, собралась на этот бал. Четыре киоска, с большим вкусом и изяществом, устроенные, привлекали внимание всех. Один в русском стиле, где продавались вина, водка и прочее, под заведованием госпож Л.В. Симановой, Е.Н. Бебениной и Е.Д. Бородиной, одетых в роскошные боярские костюмы; второй, увитый плющом и декорированный зеленью, с фруктами и водичками, – в нем торговали в итальянских костюмах Л.О. Симанова, Е.О. Телегина и Б.В. Пономарева, третий чайный, в строго китайском вкусе, находился в распоряжении госпож Дмитриевской и Ваниной, наконец, четвертый – французский с мороженым, под руководством госпож А.А. Кульчицкой, Н.А. Протасовой, В.Г. и М.Г. Гирбасовых и М.В. Дудиной в изящных французских костюмах времен Людовика XIV.
Несмотря на громадное стечение публики, вечер имел чисто семейный характер: все веселились от души, отсутствие каких бы то ни было чопорности и натянутости увеличивало прелесть этого “ситцевого бала”.
Кроме поименованных нами особ, кружок музыкального кружка вложил свою лепту в благотворительное дело. В концерте принимали участие следующие лица: госпожи Цервицкая, Граншан, гг. Давыдов, Сандригайло, Цветиков, Баснин, Фаддеев, Иванов, Вальтер и мужской и женский хоры. Всех исполнителей публика наградила аплодисментами, а гг. Давыдов, Фаддеев (прочитавший стихотворение Никитина “Бурлак”) и мужской хор из оперы “Рогнеда” принуждены были исполнить на бис по несколько номеров. Мы уверены, если еще повторится такой же, хотя бы и не “ситцевый” вечер, то он снова соберет всех и снова даст хороший сбор в пользу нашего благотворительного общества». Чистый доход этого бала составил 1571 рубль 91 копейку, что стало довольно неплохим результатом, во многом потому что многие зажиточные дамы предпочли приехать в привычных им роскошных нарядах и заплатить штраф.
Также особые балы проходили в Общественном Собрании в день его основания.
28 декабря 1885 года по этому случаю был дан первый городской бал при электричестве.
Общественное собрание часто использовалось для приема высокопоставленных гостей, чествования юбиляров и общественных организаций. 13 июля 1985 года в собрании принимали группу французов во главе с бароном И.А. де Баем. В конце декабря этого же года состоялся торжественный завтрак в честь Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), в 1897 году здесь прошел VII международный геологический конгресс, а через год 20 января около сотни собравшихся отметили 50-летие местной конторы Государственного банка.
Наличие собственной библиотеки и большого ухоженного сада также определяли успех Общественного Собрания.
Библиотечный зал был всегда востребован. Его литературный фонд пополнялся за счет ежегодной подписки на периодические издания. Книги покупались учредителями или дарились состоятельными гостями Собрания.
Участницы благотворительного бала
Развлекая членов и гостей клуба старшины приглашали известных артистов и музыкантов. В Общественном собрании выступали скрипач Константин Думчев, польский композитор и пианист А.Г. Контский, артисты оперы А.Н. Демидов и Н.Д. Румянцев.
В.В. Падучев в парке Общественного Собрания
Концертная жизнь всегда была очень насыщена. При Собрании был создан музыкальный кружок. Он включал в себя хор, оркестр, солистов и даже любительскую балетную группу. Каждый год в их исполнении звучали 2-3 оперы и давалось несколько концертов.
Большой и ухоженный сад Собрания, разбитый еще в 1880-е годы, фактически стал первой обустроенной общественной территорией города. Была построена сцена, в 1910 году открыт фонтан, один из первых в городе, украшенный женскими скульптурами. Городского водопровода тогда еще не было, и вода подавалась в него из специального резервуара.
Летними вечерами в саду звучала живая музыка. Здесь можно было не только славно прогуляться, но и подкрепиться.
Дом, в котором сначала жила купеческая семья, а в последствии размещалось Общественное собрание, трижды перестраивался. В 1873под руководством архитектора М.Л. Реутова было пристроено крыло с куполом, с 1880 по 1884 проекту С.С. Козлова выполнен пристрой со сценой и зрительным залом вдоль улицы Клубной. В 1915 году уже А.А. Федоров работал над еще одной архитектурной метаморфозой здания.
15
апреля 1917 года в здании Общественного собрания прошли заключительные
заседания 1-ой Уральской областной конференции РСДРП(б). Впервые она была
собрана в легальных условиях, поэтому получила название Свободной. На нее
съехались 65 делегатов, руководил конференцией Яков Михайлович Свердлов.
После Революции Общественное собрание распустили, в 1918 году в здании находился городской комитет партии, затем открыли Центральный рабочий клуб, а сад переименовали в Клубный.
В годы Гражданской войны на территории сада проходили митинги-концерты. С 1921 по 1923 год зеленая территория получила название Сада Красной Армии, а в 1925 году – Центрального городского сада, который в этом же году стал садом Вайнера, после того как здание перешло в ведение профсоюза железнодорожников. Там построили эстраду, танцплощадку, бильярдную и ресторан «Театральный», в 1932 году открылся мюзик-холл.
Еще долго в саду существовал деревянный театр, на его сцене выступали знаменитые артисты советской эстрады: Утесов, Вертинский, Менакер, Муравский, Набатов. Концерты и показы кинофильмов проводились в саду до 1966 года.
Несколько лет в здании располагался государственный театр рабочей молодежи.
В 1937 году за особые заслуги перед молодежью города Свердловска здание на Карла Либкнехта, 38 было отдано театру юного зрителя.
После Великой Отечественной войны в начале 1950-х годов был проведен капитальный ремонт: менялся паркет, люстры, все модернизировалось.
Однако, в 1970 году случился страшный пожар, сгорела вся сценическая часть. Произошло короткое замыкание, из-за которого и вспыхнул огонь. К тому времени директором ТЮЗа уже более 10 лет была Ирина Глебовна Петрова, ранее работавшая заведующей литературной частью в Свердловской драме. Ей удалось не только достаточно быстро восстановить театр после пожара, но и в скором времени получить для него новое здание на ул. Карла Либкнехта, 44, в котором он до сих пор и находится.
Спектакль «Снежная королева»
Спектакль «Сон в летнюю ночь»
Спектакль «Ромео и Джульетта»
В 1977 году в здании
расположилось Свердловское областное театральное училище.
Дипломный спектакль «Три сестры», курс В.М. Николаева, выпуск 1981г.
Экзамен по мастерству актера, курс В. М. Вороновой, М.С. Ершовой, 1981г.
С 1985 года здание было передано Свердловскому театральному институту, с 1988-го здесь находится учебный театр, теперь уже Екатеринбургского театрального института.
В середине 80-х годов столица Урала подарила русскому року немало талантливых музыкантов. Доподлинно известно, что культовый музыкальный коллектив Nautilus Pompilius, созданный студентами Свердловского архитектурного института Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Урецким был частым гостем учебного театра. Именно здесь впервые прозвучал всем известный хит «Дыхание».
На конец 90-х пришлась вторая волна расцвета рок-культуры. В 1997 году, когда театр кукол на время реконструкции своего здания переместился в учебный театр, познакомились музыканты, сотрудники этих театров Вячеслав Киприянов и Михаил Конторович, будущие создатели музыкальной студии звукозаписи «Пиноккио». В то время они оба имели отношение к андеграундной молодежной рок-культуре. Оба мечтали о новых музыкальных проектах. Студия появилась вскоре после их знакомства. Она находилась в левой стороне здания, под сценой, там где когда-то у Баландиных была конюшня. Первые продукты студии вышли в 1998 году. Здесь писались саундтреки к студенческим спектаклям, а также синглы и целые альбомы известных музыкальных групп «Смысловые галлюцинации», «Курара», «Сансара» и др. Пиноккио проработала в здании учебного театра чуть более 10 лет, а затем сменила свое местоположение.
В 2000-ые годы, кроме студенческой театральной, бурлила в театре и другая жизнь. В подвале арендовали помещение под ресторан, хотели открыть ветеринарную клинику, но проект не прошел согласование. В голубом фойе проводились выставки кошек.
В наши дни учебный театр представляет собой уникальную сценическую площадку, дающую возможность мастерам курсов и их студентам творчески реализовать свои идеи. Зрительный зал рассчитан на 290 гостей. Многие уникальные театральные постановки впервые были показаны именно на учебной сцене. Примером могут стать спектакль «UFO» или «the time of god is not the time of man»выпускника Екатеринбургского театрального института, мастерской А.В. Неустроева, одного из самых востребованных режиссеров Екатеринбурга Дмитрия Сергеевича Зимина по документальным материалам Ивана Вырыпаева в обработке драматурга Ирины Васьковской и новаторские проекты актера, режиссера, лауреата премии Губернатора Свердловской области Александра Александровича Блинова. Независимый социальный проект «театр Великой войны», театральный блокбастер «Александр Невский» и др.
Кроме
того, учебная сцена уже давно стала платформой для многих всероссийских и
международных театральных проектов – конкурсов, фестивалей, лабораторий,
музыкальных и поэтических вечеров, выставок.
Молодость, искусство, стремление быть лучшим, непрекращающийся поиск новых смыслов и форм не дают остановиться жизненной энергии, что почти уже три столетия назад вошла в этот дом вместе с его первым владельцем - золотопромышленником, купцом Баландиным, потомка которого мы долго искали и, к счастью, нашли среди наших современников.
Екатерина Викторовна Коровина живет в Москве и работает в оргкомитете всероссийского политического конкурса «Лидеры России». У нас с ней состоялся очень доброжелательный телефонный разговор. Екатерина Викторовна была искренне удивлена нашему интересу к истории дома и много рассказала о своих легендарных родственниках. Ее родители Людмила Викторовна Падучева, внучка Александры Ивановны Падучевой (Баландиной) и Виктор Викторович Коровин - первый секретарь Свердловского обкома ВЛКСМ (1984—1985), генеральный директор Уралмашзавода (1992—1999), Председатель Попечительского совета Екатеринбургского общественного благотворительного фонда «Истории и археологии».
К сожалению, при написании этого материала, мы не имели возможности работать со всем необходимым для серьезного исследования многообразием научно-популярной литературы, поскольку ее крайне мало, а по отдельным событиям и персонам и вовсе нет. Работая с документами в государственном архиве Свердловской области, фондах краеведческого музея, краеведческом отделе и отделе редких книг областной научной библиотеки, мы с коллегами пришли к выводу о том, что до сих пор не проводилось комплексного изучения жизни баландинского дома с момента его постройки и до наших дней. Очевидно, этот текст – первая попытка исторически осмыслить пройденные без малого 200 лет. В связи с этим не все периоды жизни дома купца Баландина освещены в статье одинаково подробно. Возможно, еще предстоит работа по поиску материалов и фактологическому дополнению текста.
Особую благодарность за помощь и сотрудничество хотим выразить историку Валентине Жук, научному сотруднику музея истории Екатеринбурга Евгению Бурденкову, кандидату исторических наук Владимиру Микитюку, историку, научному сотруднику Музея истории Уралмашзавода Сергею Агееву, коллекционеру Сергею Кашанскому, заведующей литературной частью Екатеринбургского театра юного зрителя Наталье Киселевой и архивариусу ТЮЗа И.Е. Шеблаковой.
Сколько имен и человеческих судеб сбылись на пересечении двух старых улиц Карла Либкнехта и Первомайской. До сих пор ходит много легенд о привидении, живущем в учебном театре, белогвардейцах, игравших в подпольном казино на чердаке театра в карты, и об убитой здесь невесте. Этих людей, если они и правда были, давно уже нет, а дом, как некая точка притяжения старого и современного Екатеринбурга всеми силами борется за свое право быть на такой пестрой и непредсказуемой карте городской истории и культуры.
Текст подготовлен руководителем отдела учебно-театральных программ
Колесниковой Ириной Валерьевной